Освещение зимнего сада
4 Октябрь 2013
Сумасшедший ритм мегаполиса порождает желание если не переехать за город, то по крайней мере создать кусочек природы рядом с собой. Такую возможность дает зимний сад.
Не случайно он становится все более и более популярным: мини-оранжереи устраивают в особняках и квартирах, офисах и торговых центрах, выставочных залах и ресторанах. Но не стоит забывать, что зимний сад – технически сложное сооружение.
Для того чтобы он нормально функционировал и радовал взгляд ярким цветением и пышной растительностью долгие годы, нужно соблюдать параметры вентиляции, кондиционирования, отопления и, главное, освещения. Потому что свет для растений – это все.
Казалось бы, чего уж проще. Зимний сад – такое же архитектурное сооружение, как и все прочие. А значит, по отношению к нему можно применять уже давно известные и хорошо себя зарекомендовавшие решения светового дизайна: заливающее освещение, локальное акцентирующее освещение, спецэффекты и т. д. Но в погоне за красотой и эффектными оформительскими приемами часто забывают о том, что растение – живой организм.
Если по отношению к неким малым архитектурным формам или элементам интерьера (картинам, скульптуре, керамике, изделиям из стекла) можно проводить практически любые эксперименты с освещением, не опасаясь навредить им (хотя и в этом случае есть определенные ограничения, особенно когда речь идет об антиквариате), то с растениями необходима максимальная осторожность.
Неправильный выбор интенсивности света, не тот спектр цветности света, осветительные приборы со слишком большой теплоотдачей – любого из этих факторов достаточно, чтоб растение замедлило свой рост и развитие, заболело или вообще погибло.
Как избежать подобных проблем? Об этом мы и поговорим. Но для начала обратимся к истории.
К истории вопроса
Сейчас уже трудно сказать, когда впервые появилась идея зимнего сада и кто был ее автором.
Как свидетельствуют археологические раскопки, еще в Древнем Риме выращивали растения под стеклом. Понятно, что ни о каком искусственном освещении речи тогда не шло: для интенсивного роста питомцев первых в мире зимних садов вполне хватало яркого южного солнца.
Начиная с XVII века оранжереи стали устраиваться во дворцах европейской знати. Тогда и появилось современное название "оранжерея" – от слова orangе (апельсин): в моду вошло выращивание цитрусовых деревьев.
В дневное время оранжереи освещались естественным светом, вечером – при помощи свечей. Однако ни над парадным освещением, ни над специальным, способствующим росту растений, еще никто не работал. Настоящий оранжерейный бум начался в середине XIX века.
Во-первых, из экспедиций в Европу было привезено огромное количество экзотических растений. Например, число коллекционеров орхидей росло в геометрической прогрессии, и они не жалели средств на строительство оранжерей.
Во-вторых, примерно в это же время появились новые конструкции, позволяющие возводить большепролетные здания. Характерным примером тому может служить знаменитый Хрустальный дворец, построенный Джозефом Пэкстоном в Лондоне.
Под его стеклянной крышей спокойно разместились столетние вязы. А что же освещение? До изобретения электричества подобные сооружения освещались газовыми фонарями.
В XX веке освещение растений перестало наконец-то быть вопросом исключительно архитектурного характера. Известно, что еще в 30-е годы в нашей стране проводились опыты, подтверждающие зависимость роста растений от искусственного освещения.
Сегодня освещение зимних садов и оранжерей – это узкоспециализированное направление, находящееся на стыке различных наук: биологии, светотехники, физики, генетики. Что оно может предложить для применения на практике?
Определенные рекомендации, приемы и выбор осветительного оборудования.
Чего хотят растения.
Существует огромное количество мнений о том, при каком освещении нужно выращивать комнатные растения.
Но прежде, чем решить, какое же освещение установить, необходимо разобраться в основах света, цвета и осветительных систем. Для начала немного сухой теории.
Свет, который мы видим, является частью электромагнитного спектра, находящегося между ультрафиолетовыми и инфракрасными длинными волнами. Когда мы любуемся разноцветной радугой, то на самом деле видим белый свет, который расщеплен на разные цвета, а именно на красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Растения обычно поглощают красный и голубой свет и отражают зеленый. Голубой свет регулирует синтез углеводов, а красный воспринимается растениями как эквивалент дневному. Белый свет может иметь различную теплоту. Немного красного, оранжевого делает белый свет теплее.
Немного голубого или других светлых тонов, наоборот, холоднее. Количественно это может быть оценено при определении температуры цвета, которая дается в Кельвинах.
Свет – основный жизненный фактор, необходимый для роста растений.
Однако потребность в свете у разных растений различна. Например, высокогорные растения требуют очень большой освещенности и не переносят ни малейшего затенения.
Растения тропических лесов, наоборот, нуждаются в защите от попадания прямых лучей.
В наших климатических условиях оранжерейные растения, выращиваемые в помещениях, обычно испытывают недостаток света. Количество естественного света, получаемого ими, зависит от многих факторов: ориентации помещений по сторонам света, этажности здания, размеров окон, наличия штор или жалюзи и т. д. Более того, при удалении от светопроницаемой конструкции (стены зимнего сада, окна, прозрачной крыши), количество естественного света резко уменьшается.
Расчет света, необходимого для растений, ведется в люксах. Для каждого вида растений нужно свое количество света (обычно от 1000 до 5000 люкс), однако в каждом случае требуется проведение индивидуальных расчетов.
И еще один важный момент, на который стоит обратить внимание.
Различаются так называемые растения короткого и длинного дня. Первые цветут только тогда, когда освещены не более 12 часов в сутки. Вторые, наоборот, когда длина светового дня составляет более 12 часов (но обычно 14 часов бывает достаточно).
Зная, к какой группе относится то или иное растение, можно моделировать нужные режимы искусственного освещения.
Растения и люди.
Оранжерея или зимний сад – это прежде всего царство растений.
Но потребности растений в освещении не всегда совпадают с потребностями людей. Так, например, растения наиболее интенсивно развиваются, поглощая излучение красной части спектра. Для человека же более предпочтителен свет белый и желтый.
Это обусловлено историческими причинами и психологическими особенностями людей: белый свет настраивает на активность, желтый – на расслабление, но ни тот, ни другой не вызывают у человека внутреннего сопротивления. Эта цветность спектра является хорошим компромиссным решением для зимних садов, поскольку она подходит также и для растений.
Осветительное оборудование.
При выборе осветительного оборудования для зимних садов стоит принимать во внимание все факторы: технические, эстетические, финансовые.
В принципе, осветить зимний сад можно даже при помощи обычных ламп накаливания и дневного света. Однако они дают состав светового спектра, в котором нет нужного количества голубых и красных лучей, необходимых для развития и роста растений.
Кроме того, они имеют большую теплоотдачу, что может вызвать ожоги у растений.
Более предпочтительны для растений люминесцентные лампы, поскольку они обеспечивают выход мощного светового потока, выделяют малое количество тепла и имеют хорошие энергосберегающие характеристики. Желательно устанавливать их совместно с аппаратурой, позволяющей избежать эффекта мерцания, который может оказывать раздражающее воздействие на психику человека.
Приемы освещения зимних садов.
Методы установки осветительного оборудования могут быть различными. Точечные светильники имеет смысл устанавливать в случаях, когда некое растение нуждается в индивидуальной дозе света.
Но обычно для зимнего сада или оранжереи требуется равномерное освещение. Оптимальным вариантом для этого являются линейные прожекторные системы. Они обеспечивают непрерывность светового поля, в котором нет тени.
Конфигурация линий прожекторного освещения может быть какой угодно, в том числе и повторяющей какие-либо мотивы архитектурного оформления зимнего сада. Поднимая и опуская прожекторные системы на ту или иную высоту, можно регулировать интенсивность и зону светового потока, попадающего на растения.
Для особых случаев могут быть использованы переносные точечные прожекторы. Они применяются, когда растениям необходимо продлить или сместить период светового дня.
Наиболее интересны системы комбинированного освещения, когда одни источники освещения обеспечивают необходимую интенсивность света, а другие добавляют некие нюансы, например другую цветность спектра. Такие системы обычно используются в зимних садах и оранжереях с особенно редкими, ценными, экзотическими растениями.
В любом случае система освещения для зимнего сада изначально рассчитывается и моделируется специальными компьютерными программами.
Типичные ошибки при освещении растений.
Профессиональное освещение зимних садов – область относительно новая, поэтому примеров удачного и неудачного освещения не так много, чтобы проводить систематизацию и делать какие-либо выводы. И все же.
Если у растений желтеют листья, это говорит о недостатке освещения в сочетании со слишком высокой температурой воздуха. Если листья растений становятся слишком светлыми, теряется первоначальная яркость. Это говорит, наоборот, об избыточном освещении.
Пятна на листьях с четко обозначенным контуром – признак теплового ожога. Это означает, что источники освещения находятся слишком близко. Когда появляются проблемы такого рода, стоит немного изменить освещение зимнего сада.
Поэтому преимуществом обладают гибкие системы освещения – в них можно менять некоторые компоненты, их можно по-новому размещать в пространстве.
Свет в зимнем саду способен творить чудеса. Определять рост и форму растений.
Влиять на конфигурацию и окраску их листьев. Удлинять или укорачивать период цветения. Словом, создавать именно такие растения, которые желает видеть их владелец.
Но для того, чтобы освещение зимнего сада отвечало всем требованиям, необходим большой объем знаний. В идеале проектирование освещения должно создаваться в сотрудничестве со специалистом. Тогда ваш зимний сад будет радовать долгие годы вас, ваших родных и друзей.
Источник: Журнал "Иллюминатор"